Спецтехника,
25 января 2002 г.
Особенности обязательного страхования спецтехники 9210 просмотров
Современные тракторы и самоходные машины обладают массой в несколько тонн (а то и десятков тонн!), снабжены двигателями большой мощности, видимость с места оператора зачастую ограничена разнообразными навесными механизмами. При неудачном стечении обстоятельств такая махина способна причинить существенный вред здоровью и имуществу других лиц.
При этом ответственность несет виновник несчастного случая. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на все меры, предпринимаемые эксплуатантами тракторов и самоходных машин, риск их утраты, повреждения по любой причине или возникновения ответственности при эксплуатации все равно достаточно высок. Думаем, что и в XXI веке ситуация с потерями при эксплуатации тракторов и самоходных машин заметно не улучшится и, может быть, ухудшится в связи с постоянным расширением географии их применения на фоне возрастающего количества техногенных катастроф и природных катаклизмов, а также стремительного старения основных фондов многих российских предприятий. Российским законодательством предусмотрено обязательное страхование ответственности эксплуатантов многих типов самоходных машин, особенно грузоподъемных, погрузочно-разгрузочных, для земляных работ и т.д., должна страховаться на основании Закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ». Страхованию в нем посвящена статья 15 «Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта». 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. 2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для: а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем: — получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, — семьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности; получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, — десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на день заключения договора страхования риска ответственности; б) иного опасного производственного объекта — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на день заключения договора страхования риска ответственности. Из текста понятно, что большинство самоходных машин и технических средств подпадают по формулировку пункта «б» статьи 15. Конечно, сумма в 1000 МРОТ [с 01.01.01 — 100000 рублей] в большинстве случаев не может покрыть ущерб, который, например, может быть нанесен неудачно развернувшимся контейнероподъемником или экскаватором. Тем не менее, ничто не мешает предприятиям дополнительно страховать свою ответственность на добровольной основе. Добровольное страхование ответственности эксплуатантов самоходных машин и иных механизмов осуществляется на основании правил страхования ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах или на основании правил страхования гражданской ответственности предприятий. Об обязательности страхования ответственности эксплуатантов отдельных категорий тракторов и самоходных машин, не относящихся к опасным производственным объектам, но передвигающимся по дорогам общего пользования, в ближайшие годы, скорее всего, говорить не придется. У большинства этих устройств конструктивная скорость не превышает 20 км/ч, и они не подпадают под действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», проект которого в феврале будет во втором чтении заслушиваться в Государственной Думе. Однако и в этом случае с предприятий, эксплуатирующих тракторы и самоходные машины, никто не снимет ответственность в случае, если в происшествии будет признан виновным оператор такой самоходной машины. О количестве несчастных случаев с участием тракторов и самоходных машин говорят некоторые факты и цифры. Так, статистика дорожно-транспортных происшествий за последние 5 лет показывает, что ежегодно происходит около 2000 ДТП по причине нарушений правил дорожного движения водителями и машинистами тракторов и других самоходных машин, а удельный вес таких ДТП в общем их количестве превышает 2%. В этих ДТП только в 1997 году погибло 749 и ранено 1800 человек. Происшествия с участием тракторов и самоходных машин, имевшие место вне дорог общего пользования, не фиксируются в официальной статистике ГИБДД, и об их количестве можно только догадываться... В то же время, практика страховых компаний показывает, что если руководители предприятий, эксплуатирующих трактора и другую самоходную технику, заинтересованы в ее сохранности, то они изыскивают средства для страхования не только гражданской ответственности при эксплуатации тракторов и самоходных машин, но и для страхования самих механизмов. Добровольное страхование имущества и ответственности владельцев тракторов и самоходных машин, конечно, не панацея от несчастий, но, по крайней мере, предприятия имеют возможность перекладывать свои проблемы и головные боли на плечи страховщиков. Специфика страхования самоходных машин и технических средств состоит в том, что, с одной стороны, самоходные машины являются достаточно дорогостоящими механизмами, которые, работая зачастую в суровых условиях, подвержены авариям, внезапным поломкам и прочим внешним воздействиям. Хранящиеся, как правило, на открытых площадках, они могут также стать объектом злонамеренных действий третьих лиц либо стихийных бедствий. Отсюда возникает необходимость страхования самоходных машин и механизмов от перечисленных и иных рисков. С другой стороны, самоходные машины и механизмы, передвигающиеся и эксплуатирующиеся, как и автомобили, на или вблизи дорог общего пользования, являются «источниками повышенной опасности». Несмотря на то, что они самостоятельно передвигаются с малыми скоростями, потенциальный ущерб, который может быть нанесен самоходными машинами, велик. В то же время, правила страхования каско автомобилей и правила страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств здесь неприемлемы. Естественно, у эксплуатантов самоходных машин, механизмов и других видов техники возникает закономерный вопрос — на каких условиях надо страховать их «железных помощников»? Такое страхование в большей степени относится к категории «страхование технических рисков». В зависимости от типов машин и специфики их использования их можно страховать как по отдельности, так и в комплексе, например, на условиях: — правил страхования строительных машин, механизмов и передвижного оборудования; — правил страхования машин от поломок; — комплексного страховании «от всех рисков» строительства и монтажа — при возведении жилых, общественных и промышленных зданий, инженерных сооружений, дорог, аэропортов, тоннелей. Такие условия страхования в настоящее время могут предложить ведущие российские страховые компании, занимающиеся классическим имущественным страхованием. С 2002 года в российском законодательстве действуют положения, стимулирующие страхователей — владельцев тракторов, самоходных машин и иной спецтехники тратить определенную часть средств на страхование своего имущества и ответственности. Налоговый Кодекс РФ, часть вторая (от 05.08.2000 № 117-ФЗ, редакция от 31.12.2001] предусматривает включение в необлагаемую налогом на прибыль базу также и расходов на страхование имущества и ответственности:
— Статья 247. Объект налогообложения
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налог] признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается: — для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;
— Статья 252. Расходы. Группировка расходов
1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса]. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки], осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
— Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества
1. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества: 1) добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией; 2) добровольное страхование грузов; 3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных); 4) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; 5) добровольное страхование товарно-материальных запасов; 6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных; 7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода; 8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством Российской Федерации либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями. 2. Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. 3. Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. Такое стимулирование развития страховой деятельности, в первую очередь, выгодно именно владельцам сложной и дорогой техники. Страхование может существенно минимизировать потери при эксплуатации тракторов и самоходных машин. В любом случае, расходы на страхование не идут ни в какое сравнение с размерами возможных убытков.
Сергей ЗАКРОЙЩИКОВ, ОСАО «Ингосстрах»
Вся пресса за 25 января 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 ноября 2025 г.

|
|
NewsKo, Пермь, 12 ноября 2025 г.
Главу и водителей таксопарка в Перми осудили за мошенничество в сфере страхования

|
|
Финмаркет, 12 ноября 2025 г.
РСА начал публичную проверку проекта нового справочника стоимости автозапчастей

|
|
NEWS.ru, 12 ноября 2025 г.
В России взяли на контроль ЧП с российскими туристами

|
|
Комсомольская правда-Томск, 12 ноября 2025 г.
В Томске мужчина инсценировал ДТП для получения страховки

|
|
Амител, Барнаул, 12 ноября 2025 г.
Жить дальше. В Барнауле показали документальный фильм о жертвах ДТП и страховых выплатах

|
|
РБК.Пермь, 12 ноября 2025 г.
В Перми группу лиц признали виновной в страховом мошенничестве

|
|
Медвестник, 12 ноября 2025 г.
Решения об отказе от медстраховщиков будут приниматься на основании трех блоков критериев

|
|
Аргументы и факты-Прикамье, 12 ноября 2025 г.
В Перми осудили мошенников, которые инсценировали ДТП для получения выплат

|
|
Финмаркет, 12 ноября 2025 г.
Климатический фактор учитывается в андеррайтинге всех страховщиков на 3% и до 70% - агростраховщиками

|
|
cbr.ru, 12 ноября 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Парламентская газета, 12 ноября 2025 г.
Тарифы на услуги оператора автоматизированной системы страхования вырастут

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 12 ноября 2025 г.
Попавший в аварию северянин ещё и остался должен страховой

|
|
Российская газета онлайн, 12 ноября 2025 г.
Сенаторы поддержали увеличение тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
ТАСС, 12 ноября 2025 г.
Совфед одобрил увеличение тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
Ведомости, 12 ноября 2025 г.
Выплаты по страхованию жизни продолжили расти быстрее сборов

|
|
Newsler.ru, Киров, 12 ноября 2025 г.
Кировский студент потерял 540 тысяч, «обновляя» медполис по инструкциям мошенников

|
|
Нефть и капитал, 12 ноября 2025 г.
Британия запретила страховать газовозы с российским СПГ

|
 Остальные материалы за 12 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|